«Алхимия» черного золота меломанов: мастеринг, производство, перворессы и 180 грамм недоверия

Как вы уже, вероятно, поняли из названия, речь снова пойдёт о виниле. Если точнее, то о грампластинках. Динамично растущий тренд ставит перед любителями грампластинок ряд интересных вопросов, которые ежегодно муссируются на соответствующих форумах. Многие из этих вопросов связаны с самим носителем (записью пластинок, мастерингом, производством, масса-габаритными характеристиками).


Так, многие люди, неравнодушные к винилу, задаются вопросами: на каких пластинках звук лучше (33 или 45 об. в мин.), чем хороши первопрессы, влияет ли скорость записи на качество. Не редки рассуждения о более высоком качестве «тяжёлого винила» (пластинок с массой 180 – 200 гр.) по сравнению со стандартными. Много кипучих споров вызывает сравнение качества старых и новых «пластов», проблемы мастеринга и ремастеринга.
В этой статье постараемся детально рассмотреть, каким образом влияют на качество звука грампластинок некоторые аспекты записи и производства (в частности: скорость, мастеринг, порядковый номер пресса). А также ответить на вопрос: «имеет ли место влияние массы винилового диска на конечный результат воспроизведения?». Последовательно пройдемся по каждому из этапов производства с лирическими отступлениями, касающимися обозначенных выше вопросов.

Лакер – селекция и дефекты

Чтобы понять от чего зависит качество звука на виниле, имеет смысл рассмотреть весь производственный цикл создания грамзаписи. Полагаем, подобный ликбез будет полезен людям не знакомым с тем, каким именно образом создается виниловая «магия».
Первым этапом создания пластинки является изготовление лакированного эталона (лакера). Круглый алюминиевый диск покрывают слоем нитроцеллюлозного лака. После высыхания нитроцеллюлозы лакированные диски подвергаются селекции. Специалисты по контролю качества оценивают состояние покрытия. Выявление минимальных неровностей приводит к «отбраковыванию» лакера. «Выживает» не многим более 50 %.


Теоретически любой бракованный лакер, проскочивший контроль и не замеченный при «нарезке», отразится на эталонном прессе, и далее на всей серии пластинок, которые будут напечатаны с его помощью. На практике подобные дефекты крайне редки, а любой дефект замечается на том или ином этапе контроля качества. Существует мнение, что если такая пластика все-таки попадет в продажу, то дефект может существенно увеличить её коллекционную стоимость через N-цать лет.

Мастеринг — срезать частоты, оставив музыку

Перед нанесением (нарезкой) записи на лакер необходимо проведение специального мастеринга, при котором запись будет обработана таким образом, чтобы звучать на виниле максимально качественно. Именно на этом этапе формируется почти всё, что впоследствии мы будем слышать при воспроизведении пластинки.


Как материал для звукозаписи, винил достаточно «притязателен», и мастеринг для грамзаписи представляет собой своеобразный компромисс. С одной стороны, мастеринг-инженер стремится сохранить максимум из исходной записи (передав все музыкальные нюансы), с другой – сделать так, чтобы записанная дорожка не вызывала проблем при воспроизведении.
Сложность винилового мастеринга связана с тем, что более громкие и низкочастотные волны занимают на дорожке большую ширину и глубину. Соответственно, чем выше динамический диапазон и чем шире частотный, тем большую площадь будет занимать дорожка с такой записью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что максимальное качество звука на грампластинке получается при нарезании наиболее глубоких и широких дорожек, максимальным шагом между ними и использовании максимальной скорости вращения диска при записи/воспроизведении.


Идеальным форматом для высокого качества грамзаписи многими инженерами считается один трек на одной стороне 12 дюймового диска, при скорости 45 оборотов в минуту (RPM). Скорость 78 RPM практически не используется в современной грамзаписи. Подавляющее количество современных пластинок записываются/воспроизводятся на скорости 33 оборота в минуту (RPM). При этом пластинки с более высокой скоростью воспроизведения быстрее изнашиваются и, в связи с неэкономным использованием площади, содержат меньше записей. Соответственно, создание коллекции из таких дисков потребует больше вложений.


Существенным аспектом мастеринга грамзаписей является коррекция АЧХ и «смягчение» так называемых «проблемных» диапазонов. Наиболее критичным в этом отношении является участок спектра от 5800 до 7900 Гц, а также единичные резонансные частоты.


Кроме того, любая стереофонограмма, записанная на винил, имеет ряд ограничений по панорамированию. В «виниловом» мастеринге нельзя допускать противофазы левого и правого каналов в области низких частот. Подобный сигнал невозможно воспроизвести в LP формате, по причине широкой траектории записи низкочастотных волн. В случае «несфазированности» каналов грамзаписи, при воспроизведении игла проигрывателя может попросту слететь с нужной траектории. Именно поэтому НЧ-сигнал на правильно обработанных грамзаписях воспроизводится в моно, а СЧ и ВЧ в стерео.
Не менее важным нюансом считается уровень RMS (измеритель действующих значений) исходной записи. При нарезке лакера уровень RMS записи не должен превышать — 12 дБ RMS. Более высокий показатель (особенно в области ВЧ) способен привести к перегреву головки токарного резака.

Сапфиром по лаку – прессом по ПВХ

После селекции лакеры отправляют в студию, и начинается второй этап – запись эталона. Нарезка осуществляется с помощью специального станка — токарного резца, в котором использована специальная сапфировая (алмазная, рубиновая) режущая головка. Контроль осуществляется с помощью микроскопа.


При проведении записи головка резца требует постоянного охлаждения, которое проводится с использованием сжатого гелия. Лаковая стружка от вырезанной дорожки убирается своеобразным пылесосом.


Лакер с записью отправляется на производство, где аэрозольным способом последовательно покрывается двухлористым оловом и серебром. Олово позволяет серебру «прилипнуть» к диску. После этого для увеличения прочности диск гальваническим способом покрывается никелем.


После никелирования металлическая часть эталона отделяется от лакера. В дальнейшем металлический оттиск применяется для штамповки серийных пластинок.


Штамповка готового серийного диска осуществляется при помощи пресса, создающего давление около 1000 кПа или 100 тонн силы на кв.см. Горячий пресс, с установленными эталонными штампами, сплющивает куски поливинилхлорида (в профессиональном жаргоне «печенье»), отпечатывая на них запись.


После этого происходит охлаждение практически готовой пластинки. Далее происходит обрезание кромки, проводится процедура контроля качества, упаковки, и готовый винил поступает в продажу, но это уже история далёкая от вопросов качества записи.

Первопресс – целесообразно или нет

В контексте вопросов о первом прессе более всего нас интересуют процессы штамповки и мастеринга, а также то, что происходит с эталоном во время тысячекратного применения. Как уже отмечалось, характер звучания зависит от мастеринга, проведенного перед созданием эталона, качества лакера и точности записи на резаке. Но эталон не вечен и изнашивается в процессе массового производства. Поэтому поводу возникло достаточно логичное предположение о том, что звучание пластинки, которую выпустили раньше, будет лучше и точнее.
Сами производители грампластинок признаются, что технология изготовления виниловых дисков не позволяет получить два абсолютно идентичных носителя. Соответственно, каждая пластика в каких-то крошечных деталях будет звучать по-разному. При этом те самые легендарные «первопрессы» в каких-то малозначительных (для большинства людей) нюансах будут звучать ближе к исходному оригиналу.


При переиздании, особенно современном, давно записанных альбомов на виниле, необходим повторный мастеринг. Единых стандартов для мастеринга нет. Новый процесс подготовки грамзаписи к изданию, как правило, проводится новым мастеринг-инженером, который, зачастую, не связан ни с исполнителем, ни с его продюсером. У этого инженера может быть свой «взгляд» на то, что и как должно звучать. Поэтому не редки случаи, когда первое и последующие издания существенно отличаются в звучании (правда, иногда сложно определить в худшую или лучшую сторону).


Естественно, что «как бы TRUE» считается именно то издание, над которым работал мастеринг-инженер, связанный с коллективом или исполнителем. Как правило – это именно первый релиз или сверхредкая промо серия. При этом даже убежденные винилопоклонники, съевшие больше «собак» на этой теме, считают первопресс лишь относительным преимуществом. Это отношение хорошо резюмировал в своей статье автор аудиофильского ресурса inthouse.ru, Олег Бочаров:
«Покупать первопрессы в хорошем состоянии — удовольствие не из дешевых, но не так сложно найти второе-третье издание и получить столь же адекватную радость. При наличии выбора я бы советовал не экономить 200-300 рублей, и по возможности брать английский или американский релиз. Плюс оригинальный японский винил сейчас в Москве не так уж и дорог, а звучит вполне на уровне — к примеру, я совершенно спокойно нашел Pink Floyd «Meddle», самурайский тираж 1971 года с английских матриц (то есть близнец первопресса), звук — чудо, а стоит всего $40.»
Эти простые и понятные взгляды на «первопрессы» послужили основой для того, чтобы в «загнивающих» западных странах возникли сугубо маркетологические модели ценообразования на «редкие» и вроде как «хорошо звучащие» грампластинки. Цель вживления идей об «уникальности звучания» отдельных серий пластинок в коллективное сознание — это банальный развод меломанов на максимальное количество бабла за виниловый антиквариат (пылящийся на складах дяди Джона с 197-протёртого года). Таким образом, цена пластинок некоторых серий за полтора-два года может взлететь от $ 40 – 50 до $ 1000 и выше. Наиболее активным пропагандистом таких взглядов является Том Порт (торговец коллекционными первопрессами), который, между всем прочим, не может терпеть современных записей.
«Порт уверен, что все современные переиздания стоимостью 30 долларов ничего не стоят вообще. Никакие плакаты, картинки и буклеты не спасают эту чепуху. Ко всем бонусам и надписям вроде «напечатано с оригинальной мастер-записи» Том Порт относится с презрением.»
Цитата: Stereo.ru


В ряде случаев взгляды Порта относительно обоснованы. Так, некоторые небольшие студии в Европе не учитывают многих особенностей мастеринга и издают откровенную халтуру. Но, вопреки его мнению — это явление не является абсолютной истиной, обязательным условием современного релиза и даже широко распространённой практикой. Более 70 % современных релизов и переизданий могут конкурировать с винтажными пластинками по качеству записи. Могу также отметить, что некоторые современные издания почти неотличимы от старых. Не мало современных мастеринг-инженеров намеренно используют саунд концепции своих коллег из прошлого, чтобы добиться того самого винтажного «true vinyl sound».

180 грамм или чего стоит масса

Многие утверждают, что тяжелые и толстые пластинки (от 180 г. и выше) звучат значительно качественнее, чем менее тяжелые. Обоснований для подобных утверждений зачастую не приводится.
Исторически сложилось, что высококачественные релизы, в момент появления тяжелых прессов, выпускались на более тяжелых «пластах» с массой 180 – 200 грамм. Там и мастеринг был более совершенным, и оригинальные мастер ленты применялись, и технология производства была совершеннее. Но это относится лишь к западным пластинкам конца 60-х – начала 70-х. Советские грамзаписи начала 60-х также были толстыми и увесистыми (в основном для увеличения прочности), но не обладали высоким качеством звучания. В традиции закрепился стереотип о том, что тяжелый винил – это хорошо, а тонкий — как получится.


Сегодня тяжелый винил (как и любой другой) может оказаться совершенно любым. Не мало компаний выпускают толстые пластинки намеренно, дабы привлечь покупателя заветной надписью «180 g», напоминая о времени, когда сахар был слаще, а трава зеленее. При этом мастеринг может оставаться совершенно никаким, как и исходник и качество самого материала пластинки.
Между тем тяжелый винил имеет ряд вполне ощутимых преимуществ: более высокая прочность, способность дольше выдерживать нарушение условий хранения, а также стабильность при проигрывании (что не слишком актуально для владельцев качественных проигрывателей с тяжелыми дисками и столами).


Говоря проще, как мы уже выяснили, наиболее существенным фактором, определяющим качество звучания грамзаписи, является мастеринг, а увеличение массы и толщины скорее служит для повышения долговечности.

Итог

В сухом остатке получаем следующие выводы:
  • первоочередным для качества звука LP является мастеринг и качество мастер-ленты;
  • наиболее предпочтительным, для обеспечения более широкого динамического и частотного диапазона, является использование скорости 45 оборотов в минуту (RPM) с глубокими, широкими дорожками и большим шагом;
  • далеко не все современные релизы существенно уступают первопрессам по качеству, особенно при использовании оригинальных мастер-лент, адекватном мастеринге;
  • цены на первопрессы часто астрономически завышены, за счет существующего ажиотажа, а их реальная коллекционная стоимость может быть значительно ниже;
  • масса в 180 грамм для современной пластинки не является показателем качества звучания и скорее может сказать о долговечности.
Мастеринг делится не на цифровой и аналоговый, а на качественный и некачественный, так как общеизвестно, что возможности студийных цифровых систем ничем не уступают аналоговым.


Искренне надеемся, что статья оказалась полезна тем, кто не ищет лёгких путей и рискует связываться с винилом или просто интересуется этой темой.
Материалы для статьи ««Алхимия» черного золота меломанов: мастеринг, производство, перворессы и 180 грамм недоверия» взяты из открытых источниковИсточник

Дополнения
В статье описана современная технология малотиражного производства грампластинок. Если с одного лакового диска делать одну рабочую матрицу, то тираж более 10 тыс. штук изготовить проблематично.
В золотой век винила использовались и технологии нарезки эталона как на лаковый диск, так и на металлический (из высокочистой меди).
С одного лакового диска в гальванических ваннах наращивалась из никеля "толстая" матрица (обратка), с которой в дальнейшем изготавливались гальваническим способом никелевые оригиналы грампластинок, а уже с них гальваническим способом изготавливались рабочие матрицы (тонкие, т.к. они устанавливались в стальные диски пресса), которые использовались для печати грампластинок из винилитовых гранул.
С одного лакового диска можно было изготовить только одну толстую матрицу, соответственно, с этой матрицы можно было получить порядка 10 никелевых оригиналов, с каждого из которых по 10 рабочих матриц, итого получался тираж не более 10 000х10х10=1 000 000 экз., если не "удваивать" процесс изготовления никелевых оригиналов.
С одного медного диска можно было изготовить порядка 10 толстых матриц и получить порядка 100 никелевых оригиналов, что обеспечивало тираж в 10 млн. экземпляров.
Но все это - история, и уже не повторится. Про обеспечение надлежащего качество винилита для изготовления гранул - отдельная тема :)

Предлагаем подборку лучших товаров по данной теме, найденных в сети. Приобретайте по нашим ссылкам и получайте максимальную скидку на всю сумму заказа! Перейдите в магазин и получите свою выгоду сейчас:

Открыть в новом окне          Открыть в новом окне          Открыть в новом окне          Открыть в новом окне

Приобрести сейчас: Мобильные телефоны | Радиотелефоны | Радиостанции | Радиоантенны и ротаторы | Спутниковая телефония | GPS навигаторы | Блоки электропитания | Радиоизмерители, приборы | ВЧ радиокабели | Оргтехника для офиса и дома | Видео и аудиотехника | Бытовая техника | Автомобили и автоэлектроника | Интерьер и аксессуары | Игрушки электронные | Системы видеонаблюдения | Программы, базы, скрипты | Предложения недели | Новинки электроники | Распродажа техники | Спецпредложения | Все разделы >
Лучшие предложения: Инструменты и обустройство | Безопасность и защита | Дом и сад | Электроника | Телефоны и аксессуары | Спорт и отдых | Компьютеры и канцтовары | Автотовары | Украшения и аксессуары | Бытовая техника | Мужская одежда | Бельё | Часы и очки | Бренд-зона | Техника | Мода | Сумки | Обувь | Детям | Горящие товары | Быстрые сделки | С друзьями дешевле | Новичкам | Центр купонов | Доставим быстро | Техноскидки | Популярное | Лучшее | Новинки | Магазины для вас | Все категории | Рейтинги | Расширенный поиск… >
Добавь:
Отправь:
Поделись:
Лучшие эксклюзивные предложения и акции по товарам с быстрой доставкой от надёжных продавцов:
Товары с быстрой доставкой
Ускоренная доставка до двери!
Ключевые слова поиска, товарные категории, лучшие находки и рекомендации посетителей блога: Еще больше интересного по нашим ссылкам Ссылка откроется в новом окне